АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОВЧИХ ПТИЦ В КАЧЕСТВЕ БИОРЕПЕЛЛЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО АЭРОПОРТА НА ПРИМЕРЕ «МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА «ДОМОДЕДОВО».
С.А. Зиновьев
Отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО) в составе компании "Два Крыла" (ООО).
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Постановка проблемы.
На сегодняшний день для руководства многих аэропортов стоит дилемма о целесообразности применения ловчих птиц в орнитологическом обеспечении безопасности полетов. И это не случайно. При принятии данного решения принимаются во внимание много факторов, таких как безопасность, экономический расчет, охрана природы, кадровый вопрос и многое другое.
Анализ мировой практики использования ловчих птиц в качестве биорепеллентов в крупных аэропортах США, Канады, южной и восточной Европы показал на отсутствие единства в отношении к данному вопросу. Вот несколько характерных примеров:
Аэропорты Кеннеди в Нью-Йорке, Торонто Пирсон в Торонто, аэропорт Мадрид-Барахас, Международный аэропорт Барселона много лет успешно используют в своем арсенале несколько видов ловчих птиц. Тогда как руководство, таких крупнейших аэропортов Европы, как - Лондонский аэропорт Хитроу, Парижский аэропорт Шарль-де-Голль, Аэропорт Франкфурт-на-Майне, Аэропорт Мюнхен считают нецелесообразным применять хищных птиц в качестве биорепеллентов.
Основные выводы по результатам многолетней практики применения ловчих птиц в аэропорту «Домодедово».
По результатам многолетней практики применения ловчих птиц в одном из крупнейших аэропортов России и Европы – «Международном Аэропорту «Домодедово» сделаны следующие выводы:
- высокая интенсивность полетов в условиях крупного аэропорта делает невозможным использование ловчих птиц вблизи работающих ВПП;
- проведение патрулирования ВПП с ловчей птицей возможно лишь при профилактическом закрытии полосы;
- наличие забора по периметру КЗА (контрольной зоны аэродрома) сильно осложняет поиски «отбывшей» патрульной птицы, или поймавшей добычу за пределами указанной зоны;
- наибольший эффект по отпугиванию самолетоопасных видов птиц с помощью ловчих птиц, в частности ястребов-тетеревятников, достигался в условия больших закрытых помещений (ремонтные ангары), в местах концентрации водоплавающих и околоводных птиц на временных водоемах грунтовых покрытий аэродрома, на приаэродромной территории в местах концентрации птиц, в местах временного хранения пакетов с мусором вблизи стоянок воздушных судов также с автомобиля;(Схема 1.).
Схема 1.
- воспитание толерантности патрульной птицы к работающей технике и персоналу требует постоянной практики пребывания в соответствующей обстановке;
- невозможность использования птиц в сильную жару, при сильном ветре и дожде, а также в период линьки также ограничивает возможности использования ловчих птиц;
- ни одно техническое средство не может сравниться по эффекту воздействия на скопления опасных для ВС птиц являющихся потенциальными жертвами для патрульных птиц.
Методические предложения.
Учитывая вышесказанное, с целью повышения эффективности использования ловчих птиц на больших площадях аэродрома предлагаю новую методику челночного патрулирования двумя сокольниками-операторами в условиях закрытых полос, невысокой интенсивности полетов, либо вдали от работающей ВПП (Рис.1).
Рис.1
Данная методика предполагает параллельное перемещение двух сокольников-операторов вдоль осевой ВПП по патрульной дороге, либо по магистральной РД (рулежная дорога) и челночные перемещения ловчей птицы от одного сокольника к другому мотивированной пищевым подкреплением. Таким образом, увеличивается контролируемость поведения птицы, объем и скорость проведения патрулирования. Подобная практика широко используются сокольниками многих стран для тренировки ловчих птиц.